Главная Новости

Анализ рентабельности

Опубликовано: 06.09.2018

видео Анализ рентабельности

Анализ рентабельности ниши на рынке. Умный подход.

fУровень рентабельности предприятия определяется отношением суммы прибыли к стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Такой метод определения рентабельности отличается от метода, применявшегося до хозяйственной реформы, когда этот показатель исчисляли как отношение прибыли к полной себестоимости товарной продукции. Новый порядок определения рентабельности отражает непосредственную связь этого показателя с основными и оборотными фондами предприятия, стимулирует улучшение их использования.



Уровень рентабельности в основном обеспечивается ростом прибыли, поэтому между прибылью и рентабельностью существует непосредственная связь. В соответствии с этим анализ рентабельности надо начинать с изучения изменения и формирования прибыли. Сущность анализа заключается в рассмотрении всех составных элементов, действующих на величину прибыли и уровень рентабельности.


Факторный анализ прибыли и рентабельности организации.

Прибыль как разность между оптовой ценой предприятия на производимую продукцию и ее полной себестоимостью по своему экономическому содержанию является хозрасчетным показателем эффективности работы отрасли, объединения, предприятия. Она служит главным источником образования поощрительных фондов и собственных капитальных вложений предприятий.


Лекция 19: Коэффициентный анализ. Рентабельность продаж

При анализе прибыли фактическую ее величину сравнивают с плановой и с уровнем прошлого года, выявляют абсолютное и относительное отклонения от плана и предыдущего года, изучают факторы, повлиявшие на изменение прибыли.

Конечные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий выражаются через общую (балансовую) прибыль, складывающуюся из прибыли от реализации товарной продукции, прочей продукции и услуг (работ) непромышленного характера, от внереализационных операций (за вычетом внереализационных расходов).

Главной частью общей прибыли предприятий нефтегазодобывающей промышленности является прибыль от реализации товарной продукции (на нее приходится более 97 % всей балансовой прибыли). Прибыль от прочей реализации включает прибыль непромышленных хозяйств, заготовительных организаций, подсобного сельского хозяйства, от реализации излишних материальных ресурсов и т. д. Внереализационные доходы и расходы не связаны непосредственно с производством и реализацией продукции (прибыль прошлых лет, установленная в отчетном году; прибыль по операциям с тарой; убытки от списания безнадежных долгов, от стихийных бедствий, дебиторской задолженности; содержание законсервированных предприятий и т. д.).

Таким образом, объем и динамику прибыли предприятий предопределяет прибыль от реализации товарной продукции, поэтому в первую очередь анализируют выполнение плана по реализации товарной продукции (используя данные формы № 12 годового отчета «Реализация продукции», формы № 20 «Прибыль и убытки» и формы № 2-кв квартальной отчетности).

На прибыль от реализации продукции или от оплаты выполненных работ влияют следующие факторы: изменение объема и ассортимента (структуры) реализованной продукции (работ), себестоимости продукции (работ), оптовых цен на продукцию или расценок на выполняемые работы, а также качество продукции. В процессе анализа прибыли рассматривают влияние каждого фактора.

Поскольку финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия зависят прежде всего от выполнения плана прибыли от реализации продукции, постольку анализ должен начинаться с изучения этой части чистого дохода.

Возьмем для анализа условный пример, приведенный в табл. 12.

Из данных табл. 12 видно, что план реализации продукции (млн. руб.) выполнен на (290:280 • 100) = 103,5 %. Сверх плана получено (79,1—71) =8,1 млн. руб. прибыли.

Для определения количественного влияния отдельных факторов на отклонение фактической прибыли от плановой произведем следующие расчеты. Влияние объема реализации продукции на величину прибыли определяют умножением плановой прибыли на размер перевыполнения плана реализации продукции: 71 -3,5/100 = 2,48 млн. руб.

 

Влияние себестоимости на величину прибыли получают сравнением полной фактической и плановой себестоимости реализованной продукции (выполненных работ). В нашем примере фабрично-заводская себестоимость против плана составила 3,3 млн. руб. и соответственно на эту сумму должна увеличиваться прибыль от реализации. Кроме этого, в полную себестоимость входят внепроизводственные расходы, размер которых по плану после пересчета на выполненный объем реализации продукции должен составлять (4-103,5:100) = = 4,14 млн. руб. Фактически же они составили 4,2 млн. руб. (перерасход 60 тыс. руб.). Таким образом, с учетом внепроизводственных расходов прибыль за счет снижения себестоимости продукции увеличилась не на 3,3 млн. руб., а на (3,3— —0,06) =3,24 млн. руб.

Влияния цен и тарифов на прибыль в нашем примере не было, поэтому этот фактор не учитывается.

Влияние ассортимента и структуры реализованной продукции выражается в виде разницы между общим отклонением прибыли от плана и величиной отклонения под воздействием перечисленных выше факторов, т. е. 79,1—71 = 8,1 млн. руб., в том числе: за счет роста объема реализации — 2,48 млн. руб. и за счет снижения себестоимости продукции — 3,24 млн. руб. Итого 5,72 млн. руб.

Таким образом, доля сверхплановой прибыли, полученной за счет изменения ассортимента и структуры продукции, составляет (8,1—5,72) =2,38 млн. руб.

С учетом прибыли от прочей реализации и внереализационных доходов и расходов балансовая прибыль (млн. руб.) как конечный финансовый результат деятельности предприятия в нашем примере будет следующей (табл. 13).

Из табл. 13 видно, что наличие внереализационных убытков привело к уменьшению балансовой прибыли на 0,8 млн. руб.

При анализе прибыли не ограничиваются установлением лишь доходности или убыточности той или иной деятельности, а тщательно анализируют причины, вызвавшие отклонение фактической причины образования убытков. На предприятиях нефтяной и газовой промышленности убытки от реализации целевой продукции и услуг подсобно-вспомогательных цехов и хозяйств в ряде случаев составляют значительную величину. Поэтому первостепенное значение приобретает тщательное изучение себестоимости услуг и цеп на продукцию и услуг подсобно-вспомогательных цехов, а также разработка мероприятий по устранению причин образования убытков.

Анализ рентабельности проводят но предприятию в целом, основному производству, по производству и реализации отдельных видов продукции (работ), по товарной (реализуемой) продукции.

На изменение уровня рентабельности непосредственно влияет увеличение (уменьшение) прибыли и стоимости производственных фондов. В свою очередь, величина прибыли и производственных фондов зависит от целого ряда факторов, изучение которых позволяет полнее выявить резервы и пути повышения экономической эффективности производства.

Рентабельность можно анализировать при наличии следующих данных (по плану и фактически): 1) размера балансовой прибыли; 2) среднегодовой стоимости основных производственных фондов и среднегодового остатка нормируемых оборотных средств; 3) суммы . платы за производственные фонды; 4) суммы фиксированных платежей; 5) платежей процентов за банковский кредит.

Эти данные дают возможность анализировать общую и расчетную рентабельность в динамике за ряд лет, фактическую рентабельность сопоставить с плановой и с предыдущим годом, а также дать им соответствующие оценки.

На изменение фактического уровня рентабельности от ее планового уровня влияют в основном два фактора: 1) изменение по сравнению с планом среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств; 2) изменение по сравнению с планом объема прибыли.

Поскольку один их этих факторов — прибыль — при прочих равных условиях прямо пропорционально зависит от суммы реализации продукции, постольку и рентабельность можно представить в виде следующих сомножителей:

Из этой формулы следует, что уровень рентабельности тем выше, чем больше приходится реализованной продукции на каждый рубль производственных фондов и чем больше размер прибыли на каждый рубль реализованной продукции.

Анализ рентабельности предприятия рассмотрим на примере, исходные данные которого приведены в табл. 14.

Используя данные табл. 13 и 14, определим количественные значения основных факторов, повлиявших на увеличение общей рентабельности по сравнению с плановой на (45,7—42,1) = = 3,6%.

Увеличение общей рентабельности в основном произошло за счет роста прибыли на каждый рубль реализованной продукции (табл. 15).

Однако эти расчеты не позволяют выявить влияние на рентабельность размера балансовой прибыли и величины основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Для определения этого влияния пользуются способом цепных подстановок (путем замены каждой плановой величины отчетной). Соответствующие расчеты приведены в табл. 16.

Из данных табл. 16 видно, что увеличение общей рентабельности по сравнению с планом произошло целиком за счет роста прибыли, позволившего не только компенсировать падение рентабельности из-за возрастания стоимости производственных фондов, но и обеспечить ее повышение на 3,6 %.

Так же анализируют расчетную рентабельность. В этом случае берут расчетную прибыль и стоимость производственных фондов, используемых при определении расчетной рентабельности (см. табл. 14).

Кроме рентабельности предприятия в целом, анализируют рентабельность реализованной продукции (работ), определяемую отнесением прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции (работ), а также рентабельность отдельных видов продукции (работ), исчисляемую как отношение прибыли от реализации данной продукции(работы) к полной себестоимости продукции (работы).

 

Важное значение имеет раздельное определение влияния уровня использования основных фондов и нормируемых оборотных средств на рентабельность, так как иногда рентабельность может вырасти при ухудшении использования основных фондов или оборотных средств.

Изменение рентабельности АР{ (%) в результате улучшения (ухудшения) использования основных фондов определяют по формуле

где Фо — изменение отдачи производственных фондов в результате улучшения (ухудшения) использования основных фондов, %;

где А — объем продукции (работ), фактически выполненный в исследуемом периоде, руб.; Оф — стоимость основных фондов, используемых в исследуемом периоде, руб.; Ос — стоимость оборотных средств в исследуемом периоде, исходя из оборачиваемости в базисном периоде (или соответственно по плану), руб.; Фо. б — отдача производственных фондов в базисном (плановом) периоде, руб.; П — прибыль (экономия) на 1 руб. произведенной продукции (выполненных работ) в базисном периоде (или соответственно по плану), %.

Изменение рентабельности ЛР2 (%) в результате улучшения (ухудшения) использования оборотных средств определяют по формуле

где ЛФ„. с — изменение отдачи производственных фондов в результате ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных средств, %;

где Ои — стоимость оборотных средств, используемых в исследуемом периоде, руб.

Общее изменение рентабельности АРОб составляет

Изменение прибыли (экономии) на 1 руб. произведенной продукции (выполненных работ) АП (%) в результате роста (снижения) отдачи производственных фондов рассчитывают по формуле

где Яи — прибыль (экономия), полученная предприятием в исследуемом периоде, руб.

Изменение рентабельности в результате роста (снижения) отдачи производственных фондов и прибыли (экономии) на 1 руб. произведенной продукции (выполненных работ)

На предприятиях нефтегазодобывающей промышленности, особенно на буровых и геологоразведочных, важное значение имеет анализ рентабельности отдельных видов продукции (работ), так как некоторые виды продукции (работ) могут оказаться убыточными. В этих случаях выявляют причины убыточности и низкой рентабельности отдельных видов продукции (работ), намечают организационно-технические мероприятия по повышению рентабельности. Немаловажное значение имеет также анализ реализации продукции и услуг подсобно-вспомогательных производств и служб, а также прочих видов деятельности.

В результате анализа рентабельности делают выводы и предложения с указанием внутрипроизводственных резервов повышения рентабельности. Такими резервами в условиях нефтегазодобывающей промышленности могут быть: увеличение объема продукции (выполненных работ) без соответствующего увеличения основных и оборотных фондов, углубление специализации производства, повышение степени использования производственной мощности предприятия, устранение потерь продукции (выполненных работ) за счет совершенствования технологических процессов, экономии материальных ресурсов, повышения качества продукции (работ); централизация изготовления запасных частей, инструмента и метизов, использование опыта передовых предприятий, добивающихся высокорентабельной работы, проведение сравнительного анализа себестоимости и рентабельности однотипных предприятий и т. д.

rss