15 самых важных вертолетов

Марина Лыцева

В течение тысячелетий человечество завидовало способности птицы подняться прямо на месте. Даже когда мы выяснили, как заставить летать машины тяжелее воздуха, мы не могли свободно летать ни в каком направлении, как наши птичьи коллеги. После первого полета братьев Райт потребуется три десятилетия, чтобы понять наше самое близкое приближение: то, что мы сегодня называем вертолетом.

Некоторые из этих металлических птиц повлияли на нашу жизнь таким образом, что мы сразу узнаем; другие имеют менее известное наследие. Итак, вот наш список - созревший для обсуждения - 15 самых важных вертолетов за всю историю.

Focke-Wulf Fw-61: первый в мире вертолет

Первый полет: 26 июня 1936 г.

В 1930-х годах Германия достигла значительных успехов в вертикальном полете, разработав конструкцию и конструкцию самолета Focke-Wulf FW-61, который обычно считается первым функциональным вертолетом.

Профессор Генрих Фоке начал проектировать, что станет Fw-61 в 1932 году, используя опыт, полученный с автожирами от британского производителя Cierva Autogiro. Он построил модель в 1934 году, чтобы исследовать конфигурацию с двумя роторами с шарнирными лопастями. Правительственный приказ 1935 года позволил Фокке разработать полномасштабный прототип с использованием планера учебного самолета (Fw-44 Фокке-Вульфа) для установки роторов на опорах трубчатой ​​стали по обе стороны от фюзеляжа и для размещения радиального двигателя, приводящего в движение роторы. через шестерни и валы.

Каждый ротор состоял из трех шарнирных и конических лопастей с циклическим шагом, что является основной концепцией управления вертолетом. Небольшой винт, установленный перед радиалом, использовался только для охлаждения, а не для тяги. Первый из двух прототипов Fw-61 полетел 26 июня 1936 года с пилотом, Эвальдом Рольфсом. Вертолеты Фокке доказали концепции вертикального полета и автоповорота, и приобрели еще большую известность, когда немецкая летчица Ханна Рейч (летающая на снимке выше) полетела одна в помещении на спортивном стадионе Дойчландхалле в Берлине в 1938 году.

Sikorsky R-4: первый серийный вертолет

Первый полет: 14 января 1942 г.

Разработанный легендарным Игорем Сикорским и основанный на его прототипе VS300, R-4 установил образец для обычного вертолета с его конфигурацией хвостового винта с одним подъемным винтом / одним вертикальным самолетом.

Разработанная и публично продемонстрированная в 1940 году, она была принята армией США в 1942 году. R-4 установил первые значимые вертолетные рекорды, в том числе 761-мильный пробег по пересеченной местности и рекордный потолок обслуживания в 12 000 футов, а максимальная скорость почти 90 миль в час.

Эксперименты с R-4 начались почти сразу с первой палубы на корабле, сделанной в 1944 году. В том же году первое боевое спасение на вертолете было выполнено лейтенантом армии Картером Харманом из 1-й группы воздушного командования с использованием YR-4B (на фото). выше) в театре Китай-Бирма-Индия.

The Bell 47: первый вертолет, сертифицированный для гражданского использования

Первый полет: 8 декабря 1945 г.

Изображения Bell 47 открывают каждый эпизод MASH, и он видел военную службу в Корее и за ее пределами как H-13 Sioux. Но его самое важное отличие заключается в том, что ВГА в 1946 году одобрил его для гражданского использования.

Прототип Bell Model 30, разработанный Артуром М. Янгом, послужил основой для 47-го, который впервые полетел в декабре 1945 года. Приводимый в действие одним шестицилиндровым поршневым двигателем Franklin или Lycoming, модель Bell 47 доказала свою бесконечную адаптацию с 18 вариантами, которые могут использоваться как для лунных дрессировщиков для программы Apollo, так и для уборщиков урожая. В 1958 году Bell 47, арендованный телевизионной станцией Лос-Анджелеса KTLA, совершил первый успешный телевизионный новостной полет, транслирующий видео как новый "Telecopter" станции. По лицензии, построенной в Японии и проданной по всему миру, более 1000 из 5600 произведенных до сих пор пригодны для полетов.

Aerospatiale SA-313 Alouette II: первый реактивный вертолет

Первый полет: 12 марта 1955 г.

В начале 1950-х годов французский государственный производитель Sud Aviation экспериментировал с различными конструкциями поворотных крыльев, включая легкий вертолет SA 3120 Alouette. В то время как прототип Alouette побил несколько рекордов скорости и расстояния вертолета, государственная поддержка была в лучшем случае теплой.

Чтобы консолидировать французскую поддержку и дальнейшее повышение производительности, Sud соединил другой дизайн (X.310G) с турбиной с одним валом, разработанной Джозефом Шидловски, основателем Turbomeca. Получившийся в результате Alouette II вылетел в марте 1955 года, став первым серийным реактивным вертолетом. Он начал устанавливать рекорды почти сразу, установив рекорд высоты вертолёта в 26 932 футов в июне того же года. Алуэт II привлек внимание, когда он стал первым вертолетом, который выполнил спасение в горах, эвакуировав пострадавшего альпиниста на высоте более 13 000 футов в Альпах, и снова в 1957 году, когда он искал экипаж разбившегося Сикорский С-58 на Монблане (на фото выше).

SA-313 продолжил бы служить в 47 вооруженных силах, за что был отмечен как первый вертолет, оснащенный противотанковыми боеприпасами (Nord S.11). Более 1900 Alouette II были построены до 1975 года, в том числе лицензионные версии, произведенные в США.

Колокол UH-1 ирокезов: легенда Вьетнама

Первый полет: 20 октября 1956 г.

UH-1 Iroquois, названный "Huey", является воплощением вертолета для людей во всем мире. Его связь с Вьетнамом в истории и поп-культуре гарантировала его статус, равно как и его новаторское использование американскими вооруженными силами. Более 16 000 военных и гражданских образцов семейства Хьюи были построены, и производство продолжается сегодня с военным UH-1Y и гражданским Bell 412.

Родившийся как Bell 204, двухлопастной основной ротор, конструкция с одним валом и турбиной, отвечал требованиям армии начала 1950-х годов для медицинской эвакуации / инструктора по инструментам / вертолета общего назначения. Выбранный в 1955 году из 20 конкурирующих дизайнов, он преодолел раннюю конфигурацию салона и недостаточное энергопотребление, чтобы стать первым военным вертолетом США.

Официально названный «ирокезами» в армии, его знакомое прозвище «Хьюи» происходит от его раннего обозначения HU-1. Прозвище застряло так крепко, что Белл наложил «Хьюи» на педали вертолета. Во Вьетнаме его использование в качестве MEDEVAC, служебных, боевых и транспортных самолетов изменило способы борьбы современных армий. Концепция воздушного нападения / воздушной кавалерии была основана на Huey и методах ввода / извлечения, которые она использовала для поддержки операций спецназа по сей день.

Любой, кто когда-либо слышал характерный звук «грохота» двухлопастного ротора Хьюи, никогда не забудет его.

Ми Ми-8: самый производимый вертолет в мире

Первый полет: 7 июля 1961 г.

Первый транспортный вертолет Ми-8 вылетел в июле 1961 года. Это рабочая лошадка, которая все еще производится сегодня и насчитывает более 17 000 единиц. Используемый приблизительно 80 странами, "Бедро" (его кодовое название НАТО), как сообщалось, было вдохновлено, когда советский премьер Никита Хрущев посетил США в 1959 году и совершил поездку на президентском вертолете S-58 Sikorsky. Вернувшись на родину России, он заказал подобный вертолет, который должен был быть подготовлен во время визита президента Эйзенхауэра.

Дизайнер Михаил Миль воспользовался желанием Хрущева как возможностью разработать новый двухвальный турбовальный транспорт. Используя две турбины Isotov TV2 мощностью 1500 л.с. и недавно сконструированную коробку передач, Ми-8 мог перевозить 24 военнослужащих или 12 носилок. Хотя производство началось в 1964 году, советские военные действительно не заинтересовались, пока Вьетнам не продемонстрировал ценность вертолетных самолетов, таких как Huey.

К 1967 году Советы запускали Ми-8 в производство. Более 35 военных / гражданских вариантов, включая более мощный Ми-17, были использованы для всего: от транспорта, вооруженной разведки / боевого корабля и тяжелого гражданского воздушного транспорта до сброса радиопоглощающих материалов в неисправный реактор на Чернобыльской АЭС. Ми-8 - это не просто самый производимый вертолет в мире, это один из самых выпускаемых самолетов.

Boeing CH-47 Chinook: рабочая лошадка тандемного ротора

Первый полет: 21 сентября 1961 г.

Тандемное расположение основных роторов CH-47 напрямую связано с его ролью тяжелого тактического подъемного вертолета. Роторы диаметром 60 футов, установленные на пилонах на каждом конце фюзеляжа Chinook, вращаются в противоположных направлениях, противодействуя крутящему моменту и устраняя необходимость в хвостовом роторе. Вся мощность от двух турбовалов Lycoming по обе стороны от задней опоры может использоваться для подъема. Независимая регулировка ротора делает CH-47 менее чувствительным к изменениям центра тяжести и более стабильным при добавлении или удалении веса - все это хорошо при подъеме и падении груза или войск.

Разработанный в конце 1950-х годов Boeing Vertol из Model 107 (который стал CH-46), Chinook видел службу во Вьетнаме, где в дополнение к перевозке войск, он размещал тяжелые артиллерийские орудия на недоступных в других местах горных позициях и держал их в запасе боеприпасов. , Большой грузовой отсек 47 соблазнил экипажи сначала перегрузить его, а подъём стропов под необходимым опытом. Но он стал бесценным инструментом в Юго-Восточной Азии, и разработка новейшего CH-47F показывает, что он остается и сегодня. Chinook также является третьим самым быстрым вертолетом в мире со скоростью 196 миль в час.

Bell 206 JetRanger: гражданский вертолет

Первый полет: 8 декабря 1962 г.

Bell JetRanger мгновенно узнаваем практически для всех, кто вырос на Западе, в течение пяти десятилетий присутствовал в небе, на телевидении, в фильмах и в газетах. Будь то гонка с пренебрежением 55 миль / ч в 1970-х годах, передача местных новостных телепрограмм в прямом эфире, транспортировка пациентов скорой медицинской помощи или доставка знаменитостей на мероприятия, семья Bell 206 определила легкий корпоративный вертолет.

По иронии судьбы он был рожден как военный самолет в 1960-х годах в ответ на потребность в легком наблюдательном вертолете. Двухлопастный прототип Bell-D-250 с одним турбинным двигателем (YOH-4A) проиграл Hughes OH-6, но компания решила продать его как гражданский самолет, самостоятельно финансируя разработку модернизированного, более крупного 206A, который впервые полетел в 1966 году. К 1973 году на гражданском рынке было продано более 1000 единиц, и армия выбрала его в качестве нового наблюдательного вертолета (OH-58A), а военно-морской флот выбрал его в качестве учебного вертолета (TH-57A).

Последующие варианты LongRanger повысили производительность и емкость, и было построено более 7300. В 1982 году 206L совершил первый в мире полет на вертолете за 29 дней.

Bell AH-1 Cobra: первый специализированный ударный вертолет

Первый полет: 7 сентября 1965 г.

Штурмовые вертолеты являются основным продуктом передовых армий, но только во время конфликта во Вьетнаме был выпущен поистине специально созданный ударный вертолет - AH-1 Cobra.

Создание Армией Воздушно-кавалерийских бригад в начале 60-х годов предусматривало наличие специального ударного вертолета. Программа Advanced Aerial Fire Support System (AAFS) предусматривала сложную, сильно бронированную машину. Белл показал армии легкий дизайн атаки (D-255 Iroquois Warrior), основанный на Хьюи в 1962 году. Несмотря на то, что он не был выбран для AAFS, Белл продолжил работу над концепцией.

К 1965 году армия искала временный боевой корабль для службы во Вьетнаме, и Белл ответил моделью 209, названной «Кобра». Cobra отличался узким передним фюзеляжем с короткими крыльями и усиленным тандемом, похожим на истребитель, для сидения стрелка (спереди) и пилота (сзади), конфигурация, наблюдаемая почти во всех ударных вертолетах сегодня. Он заимствовал компоненты от UH-1 Huey, включая его основной ротор, турбовальный двигатель, трансмиссию, хвостовую балку, опору и хвостовой ротор.

Обозначенный AH-1, Кобра дебютировала во время наступления Тета 1968 года. В дополнение к сопровождению транспортных вертолетов и формированию групп "охотник / убийца" с вертолетами-разведчиками, он провел спасательную операцию, подняв сбитого пилота F-100 Super Saber, который цеплялся за дверь своего орудия, пока не перешел через дружественную территорию. Ударный вертолет AH-1 разрабатывается по всему миру и остается на вооружении Корпуса морской пехоты США как AH-1Z Viper.

Westland Lynx: первый пилотажный вертолет

Первый полет: 21 марта 1971 г.

В то время как Huey доминировал на рынке средних утилит / атак в конце 1960-х - начале 1970-х годов, Европа стремилась развивать своих собственных конкурентов. Британский производитель Westland в конце 60-х годов разработал свою WG.13, предназначенную для замены предыдущих моделей и бросив вызов Huey.

Изначально WG.13 была объединена в совместную англо-французскую программу развития и вскоре превратилась в чисто британскую программу в качестве морской платформы для атак. После своего первого полета в марте 1971 года Lynx продемонстрировал преимущества своей особой конструкции главного ротора, которая позволяла ему выполнять петли, крены и управлять, как самолет с неподвижным крылом. Это было также быстро, установив рекорд скорости в 1972 году на 199,9 миль в час.

Рысь дебютировала в британской армии / военно-морской службе в конце 1970-х годов в транспортной, вооруженной эскортной, противотанковой, противокорабельной, противолодочной и других ролях и летала во время Фолклендской войны и в Ираке. В 1986 году модифицированный Lynx установил новый рекорд скорости в 249 миль в час. Базовая конструкция Lynx превратилась в военный вертолет Augusta Westland AW159.

Sikorsky H-60 ​​Black Hawk: современный Хьюи

Первый полет: 17 октября 1974 г.

Армия уже искала замену UH-1 Iroquois / Huey в конце 1960-х годов, запуская программу Utility Tactical Transport Aircraft System (UTTAS) вокруг обычного турбинного двигателя (GE T700). Сикорский предложил S-70, двухдвигательный дизайн, который он выдвинул как YUH-60A для UTTAS. Первый опытный образец полетел в октябре 1974 года, выиграв у Боинга YUH-61A на соревнованиях по полету.

Это будет Черный Ястреб UH-60 - названный в честь индейского воина. Он поступил на вооружение в 1979 году как новый штурмовой / служебный вертолет армии. Во время разработки ВМФ оценивал запасные части для своего поисково-спасательного вертолета SH-2 Sea Sprite. В 1978 году, отдавая предпочтение совместному приобретению с армией, ВМФ выбрал конструкцию Сикорского на базе UH-60 в качестве SHH-60B Seahawk. Эти варианты породили семейство моделей H-60, включая Береговой охраны Jayhawk, специальные операции Pave Hawk и VH-60N. Президентский вертолет поддержки.

Более 4000 H-60 ​​были произведены и эксплуатируются с вооруженными силами Японии, Турции, Израиля и Колумбии и других, но UH-60 получил всемирную известность благодаря фильму 2001 года « Черный ястреб».

Robinson R-22: самый продаваемый недорогой вертолет

Первый полет: 1975

Фрэнк Робинсон был вдохновлен начать карьеру вертолета, увидев в газете фотографию Игоря Сикорского, парящего в его прототипе VS300. После того, как он работал инженером в Cessna, Kaman и Hughes, он в 1973 году сам по себе начал работать над созданием и продажей небольшого недорогого вертолета.

Расположенная в Калифорнии компания Robinson Helicopter Company усовершенствовала конструкцию роторной системы с низким моментом инерции R-22 в 1970-х годах, получив сертификацию FAA в 1979 году. Легкий двухместный поршневой R-22 отлично зарекомендовал себя в качестве основного вращающегося крыла. инструктор полетов, геодезия и управление скотом. Его четырехцилиндровый Lycoming O-320 мощностью 150 л.с. с воздушным охлаждением хорошо работает на недорогом авиационном газе 100LL, а способность буквально буксировать вертолет на прицепе за пикапом сделала его невероятно популярным, вдохновив семейство вариантов, включая R-44 и R-66.

К 2015 году было произведено около 5000 самолетов R-22, а в 2016 году новый стоил примерно 290 000 долл. США, что является частью стоимости других гражданских вертолетов.

Ми-26: самый большой серийный вертолет

Первый полет: 14 декабря 1977 г.

Отражая вкус России к гигантским вещам, Роствертол Миль Ми-26 - самый большой в мире серийный вертолет. Разработанный в 1970-х годах как тяжелый транспорт для перевозки военной техники от бронетранспортеров-амфибий до мобильных баллистических ракет, Ми-26 также служит гражданским операторам в роли от воздушного пожаротушения до подъема негабаритных грузов, включая 25-тонный блок мерзлого грунта вмещая сохранившийся 23 000-летний шерстистый мамонт.

Восьмилопастной главный ротор Ми-26 имеет диаметр 105 футов и преобразует 22 800 л.с. в валу от двух турбин Lotarev D-136 в тягу. Его хвостовой винт размером с основной ротор легкого вертолета MD500. Мила имеет грузоподъемность C-130 с внутренней полезной нагрузкой 44 000 фунтов (20 тонн). Он сохраняет мировой рекорд по величине массы, поднятой до 2000 метров (6562 фута) с 125 153,8 фунта в 1982 году. В 2002 году дядя Сэм арендовал канадскую фирму Ми-26, чтобы поднять вертолет MH-47E Chinook армии США (огромный сам по себе) с горы в Афганистане.

Northrop-Grumman MQ-8: первый оперативный автономный вертолет

Первый полет: 2002

Идея запускаемого с корабля самолета как разведчика для кораблей ВМФ возникла еще до Первой мировой войны. До тех пор, пока «Нортроп-Грумман» MQ-8B, развернутый на борту фрегата ВМС США, Макинерни (FFG-8) в 2010 году не работал в качестве автономного беспилотного разведывательного самолета с вращающимся крылом.

RQ-8 / MQ-8 возникла из-за необходимости ВМС заменить устаревшие системы беспилотных летательных аппаратов RQ-2 Pioneer. Поскольку к концу 1990-х годов беспилотные системы выполняли все от разведки до удара, военно-морской флот нуждался в этих возможностях в относительно большом беспилотном самолете вертикального запуска / восстановления.

В 2000 году был выбран дизайн Northrop Grumman's Schweizer Model 330. Разработанный как разведывательно-ориентированный RQ-8A, он отвечал целям дальности, выносливости и полезной нагрузки военно-морского флота (125 миль на час / 3 часа / 200 фунтов), но интерес уменьшился, пока армия не увидела достоинства в конструкции, которая превратилась в более способный MQ- 8B в 2003 году. Десять лет спустя военно-морской флот снова взял на себя инициативу, и пожарный разведчик / морской разведчик действовал в Афганистане, в Африке, с фрегатов, боевых кораблей Приморья и катеров береговой охраны.

В сентябре 2012 года пожарный разведчик установил рекорд на один день, обеспечив покрытие ISR в течение 24 часов в течение 10 рейсов.

Eurocopter X3: самый быстрый в мире вертолет

Первый полет: 6 сентября 2010 г.

Eurocopter (Airbus Helicopters) X3 представляет собой гибридный вертолет, который сочетает в себе традиционный основной ротор, приводимый в движение двумя турбовальными двигателями Turbomeca RTM322, с парой гребных гребных винтов, которые обеспечивают дополнительную тягу вперед. Каждая опора крыла-кулачка имеет различный шаг, чтобы противодействовать крутящему моменту основного ротора, тем самым обеспечивая дополнительную курсовую устойчивость.

С этой конфигурацией и высокоэффективным обтекателем вала и коробки передач под основным ротором, X3 разогнался до 255 узлов (293 миль / ч) на скорости 10 000 футов в 2013 году. Это самая высокая скорость, когда-либо зафиксированная тем, что можно назвать вертолетом , Поскольку X3 основан на популярном Eurocopter AS365 Dauphin, он соответствует определению, и его важность заключается в том, чтобы показать, каким может стать вертолет.

X3 был кандидатом на требование Вооруженных Воздушных Разведчиков армии США, но он не был выбран. Eurocopter / Airbus видят будущие применения технологии X3 на рынке оффшорных нефтяных месторождений и высокоскоростных междугородних трансферах до мест посадки, которые не могут использоваться турбовинтовыми самолетами с неподвижным крылом.