Государственные закупки в Турции

  1. введение
  2. Основные положения
  3. Сфера действия положений
  4. Процедуры присуждения государственных контрактов
  5. Органы государственных закупок
  6. Национальные предпочтения
  7. Средства и процедуры
  8. Процесс присоединения адаптации
  9. Приложение - Полезные адреса

введение   Турция - это страна, расположенная на двух континентах (3% территории находится в Европе), с 1999 года имеющая статус страны-кандидата в Европейский Союз

введение

Турция - это страна, расположенная на двух континентах (3% территории находится в Европе), с 1999 года имеющая статус страны-кандидата в Европейский Союз. С октября 2005 года ведутся переговоры о вступлении Турции в ЕС. В начале переговоров Европейская комиссия посчитала, что турецкое законодательство о государственных закупках несовместимо с требованиями законодательства ЕС (поэтому неудивительно, что переговоры в главе 5 «Государственные закупки» еще не начались). Нельзя скрывать, что Турция имеет много общего в этой области (см. Последнюю часть этой статьи). Тем не менее, это довольно привлекательный рынок и в сфере государственных закупок [1] .

Основные положения

Вопросы государственных закупок регулируются в Турции двумя актами, действующими с 2003 года:

- Закон № 4734 от 4 января 2002 года о государственных закупках и

- Закон № 4735 от 5 января 2002 года о договорах о государственных закупках.

Первый регламентирует детали проведения процедур государственных закупок (кто, когда, как применять процедуры), включая процедуры выбора наиболее выгодного предложения. Второй касается заключения договоров с подрядчиками, выбранными после проведенной процедуры, и выполнения этих договоров (контроль, изменения и т. Д.).
В последний раз нормативные акты были существенно изменены в 2008 году (включая введение периода бездействия, новых исключений из закона, объявлений о планируемых заказах, электронных аукционах, рамочных контрактах, увеличение сборов за апелляции и т. Д.).

Сфера действия положений

Положения о государственных закупках касаются бюджетных, региональных и местных учреждений, государственных предприятий, учреждений социального страхования, учреждений, выполняющих государственные задачи (хотя турецкое законодательство не в полной мере реализует концепцию так называемого лица публичного права). Предприятия, работающие в т.н. сектора коммунальных услуг (водоснабжение, транспорт, энергетика, почта) охватываются его положениями, только если они являются государственными предприятиями (сфера применения этих положений еще не адаптирована к законодательству ЕС). Число подрядчиков в Турции оценивается примерно в 10 500 человек. В 2008 году было заключено более 116 тысяч государственных контрактов .
Закон распространяется на заказы на поставки, строительные работы и услуги (среди последних выделяются отдельно регулируемые консалтинговые услуги, в то время как разделение правил в основном сводится только к обязательству подавать заявки в двойных конвертах: «техническое» и финансовое предложение - вот цена ). Закон распространяется как на заказы, превышающие пороговые значения ЕС, так и на более мелкие заказы ( с пороговыми значениями - см. Ниже ). Разница в основном сводится к месту публикации объявления и минимальным срокам подачи предложений. Что касается порогов, предусмотренных в Законе, в 2009 году они выглядели следующим образом:

- 606,343 TL ( турецкая лира ) для поставок и услуг для центральных закупающих организаций, - 1,010,572 TL для поставок и услуг, предоставляемых другими подрядными организациями, - 22,232,648 TL для строительных работ.

Учитывая, что 1 евро составляет около 2 TL, пороговые значения, установленные в турецких правилах, намного выше, чем указано в директивах ЕС (в два или даже в четыре раза).
Положения о государственных закупках не распространяются на международное финансовое сотрудничество или заказы, сделанные иностранными отделениями Турции. Исключения, однако, также включают ряд конкретных областей, таких как лесное хозяйство, заказы сельскохозяйственных организаций, консультационные услуги в рамках процессов приватизации, а также заказы в рамках культурного наследия. Разбирательства в области обороны и безопасности, а также приказы, подпадающие под классификацию безопасности, выполняются на основании отдельных постановлений Министерства обороны и других ведомств вооруженных сил. Существуют также специальные исключения - непосредственно к конкретным распоряжениям, таким как обновление старого здания парламента в 2009 году.

Процедуры присуждения государственных контрактов

Базовый режим присуждения заказов не ограничен . Другие способы, включая ограниченный тендер, могут использоваться только в исключительных случаях, если соблюдены обстоятельства, указанные в Законе. Поэтому неудивительно, что 73% процедур со стоимостью контракта выше установленных пороговых значений выполняются в рамках неограниченных тендеров. В процедурах со стоимостью заказа ниже пороговых значений также преобладает открытая процедура (около 80%). Ограниченный тендер использовался в 2008 году только в 0,61% случаев (его можно использовать только для особо сложных заказов). Обоснование переговорной процедуры по существу совпадает с предпосылками, известными польскому законодательству. Закон также предусматривает прямую процедуру закупок (близко к нашей свободной руке). Он может использоваться для договоров, в отношении которых предусмотрены исключительные права, покупка или аренда недвижимости, юридические услуги или срочная покупка лекарств.
Закон устанавливает требования к содержанию объявления и тендерной документации. Стоит отметить, что в процедуре государственных закупок могут участвовать только подрядчики, которые приобрели эту документацию непосредственно у заказчика.
Правила публикации рекламы, как правило, аналогичны правилам ЕС. Уведомления публикуются в электронной версии в Бюллетене, выпущенном турецким UZP ( адрес в приложении ). Сроки подачи заявок определяются в зависимости от стоимости контракта, а не от его сложности. Срок подачи заявок в неограниченных тендерах составляет не менее 40 дней с даты публикации объявления; в ограниченном тендере, где первым этапом является предварительная квалификация, подача заявок на участие составляет 14 дней, а затем 25 дней для подачи заявок.
Турецкое законодательство содержит обширные положения, касающиеся оценки стоимости контракта, в соответствии с директивами ЕС. Использование Общего словаря закупок (CPV) не является обязательным. Самая низкая цена является критерием приоритета; другие факторы могут быть приняты во внимание только в чрезвычайных обстоятельствах. На практике, помимо цен, наиболее важными элементами являются: - качество продукции / услуг, финансовые условия, репутация, соответствие стандартам / нормам ЕС, квалификация местных партнеров и опыт работы с конкретными поставщиками / подрядчиками.
Правила о квалификации - исключения из разбирательства в основном основаны на решениях ЕС. Управление по государственным закупкам ( см. Ниже ) также ведет список субъектов, подлежащих исключению из производства (так называемый «черный» список контрагентов). Стоит отметить, что организация-заказчик может запросить у подрядчиков документы, подтверждающие их опыт (в случае поставок и услуг 5 лет назад, а также для строительных работ сроком на 15 лет). По сути, вам необходимо продемонстрировать опыт выполнения заказов, соответствующих 70% стоимости контракта, являющегося предметом данного разбирательства.
Наряду с предложением вносится депозит (в денежной форме - турецкая лира, банковские гарантии или облигации) в размере, указанном самим подрядчиком (но не менее 3% от цены предложения). Обеспечение заявки не обязательно только для консалтинговых услуг (заказчик может запросить это, но это не обязательно). Предложения должны быть представлены в письменной форме - по почте или лично. От подрядчика-победителя, как условие для подписания договора, требуется обеспечение в размере 6% от стоимости контракта.

Органы государственных закупок

Компетентными органами по государственным закупкам являются Министерство финансов и Управление государственных закупок (PPO). Первый отвечает за общую координацию системы государственных закупок, а также за подготовку и представление проектов правовых актов в этой области. АГЗ, в свою очередь, является органом, компетентным для правильного выполнения положений о государственных закупках, поддержки участников процесса государственных закупок и разрешения споров (апелляций) в отношении контрактной деятельности. PPO состоит из Совета PPO (10 членов), президентства: директор и три заместителя, а также вспомогательные службы (сотрудники). Члены Совета назначаются Правительством сроком на 5 лет.
Турецкий UZP, пожалуй, самый большой и богатый офис такого рода в Европе. В 2009 году в нем работало 232 человека (в том числе около 100 экспертов по государственным закупкам). Стоит обратить внимание на метод финансирования PPA - он финансируется не из государственного бюджета, а самими участниками процесса государственных закупок (закупщиками и подрядчиками), в том числе от сборов в размере 0,05% от стоимости данного заказа, сборов за публикацию уведомлений о контрактах, сборов за привлечение мер правовой защиты, сборов за предоставленное обучение и т. д. и т. д. и т. д.
Важнейшими задачами ППО являются:

- разрешение обращений, поданных подрядчиками,

- предоставление помощи и консультаций заказчикам (так называемая справочная служба ),

- разработка руководства по присуждению контрактов,

- проведение тренингов,

- подготовка исполнительных актов к законам,

- публикация объявлений о заказах,

- работа электронной платформы заказов,

- сбор и обработка информации о государственных закупках,

- работает «черный» список исполнителей.

Национальные предпочтения

К сожалению, рынок государственных закупок в Турции еще не открыт для равных прав для иностранных подрядчиков. Они могут применяться для публичных контрактов, но, во-первых, в случае публичных контрактов меньшей стоимости можно ограничить участие подрядчиков, учрежденных в Турции, и применяется принцип преобразования цены предложения внутреннего подрядчика с целью оценки и выбора предложения - 15% от цены предложения вычитается (это может быть до 15% дороже, чем сопоставимая иностранная цена, и поэтому она выиграет). Предпочтения одного и другого типа очень напоминают предпочтения, использованные на основании польского Закона о государственных закупках 1994 года.

Средства и процедуры

Процедуры рассмотрения протестов и апелляций еще не полностью совместимы с законодательством ЕС (в основном в отношении нового) Директива 2007/66 ). Закон предусматривает трехступенчатую систему правовой защиты:

1) протестовать самому заказчику,

2) обращение в ППО (рассматривается Советом ППО) и

3) жалоба в суд (общая).

Крайний срок подачи апелляций - 15 дней. Невозможно подать апелляцию после заключения договора о государственных закупках. В первой инстанции апелляция подается заказчику, и у этого есть 30 дней для рассмотрения. Вы можете подать апелляцию в PPO (снова через 15 дней) на решение заказчика (но также если оно не было принято в установленные сроки). Подача апелляции приводит к тому, что договаривающейся стороне не разрешается заключать договор, если только он не может доказать, что заключение такого договора необходимо до того, как апелляция будет решена из-за срочной необходимости или важных общественных интересов. Апелляции рассматриваются Советом, у которого есть 20 дней для вынесения вердикта, по которому он может аннулировать весь процесс, рекомендовать конкретное корректирующее действие или отклонить апелляцию. Судебные разбирательства обычно занимают 2-3 года.
Условием использования апелляции является более ранняя покупка тендерной документации у самого заказчика (только так вы можете получить статус подрядчика , заинтересованного в получении заказа ). Плата за подачу апелляции в настоящее время составляет 2000 евро. В 2008 году было подано 3600 апелляций. Наряду с увеличением количества процедур закупок, количество обращений, адресованных Совету Управления государственных закупок, систематически растет, оставаясь в среднем за последние несколько лет около 3% всех разбирательств.

Процесс присоединения адаптации

По мнению Европейской комиссии, турецкие правила все еще значительно отличаются от решений ЕС как в отношении основных правил, так и в отношении применения дискриминационных предпринимателей ЕС к ценовым предпочтениям для поставщиков и внутренних подрядчиков (в размере 15%). Изменения, внесенные в эти положения в последние годы, в ограниченной степени приблизили их к законодательству ЕС, например, со ссылкой на концепцию рамочных соглашений. Расхождения сохраняются, среди прочего Что касается определения «заказывающей стороны» и отсутствия нормативных актов, касающихся центрального заказчика, конкурентного диалога, динамичной системы закупок.
Турция не приняла горизонтальные правила для предприятий, работающих в секторах юзабилити (водоснабжение, энергетика, транспорт, почтовые услуги) или в отношении концессионных соглашений. Заключение концессионных соглашений основывается на конкретных отраслевых нормативных актах, охватывающих все категории концессий (концессии на услуги и концессии на строительные работы), как указано в директивах ЕС. Концессии на строительные работы включают регулируется в Законе о строительстве - эксплуатации - передаче скоростных дорог (так называемый БОТ) и в законе о муниципалитетах. Турция также не имеет горизонтальных правил в сфере государственно-частного партнерства. В этом контексте примером использования механизма ГЧП является Закон 2005 года о строительстве и аренде в секторе здравоохранения. Планы корректировок в вышеуказанных областях еще не конкретизированы. Турция не является стороной Соглашения о государственных закупках в ВТО (GPA), участвуя в ее работе в качестве наблюдателя.

Приложение - Полезные адреса

  • Управление государственных закупок (Каму Ихале Куруму) http://www.ihale.gov.tr/Yayinlar_Dokumanlar/dokumanlar_english.htm и http://www.ihale.gov.tr/
  • Закон № 4734 о государственных закупках (на английском языке)
  • Закон № 4735 о договорах о государственных закупках (на английском языке)
  • Регламент реализации Управления государственных закупок (на английском языке), в том числе в области шаблонов договоров указание существенных условий договора и расчет цены http://www.ihale.gov.tr/english/eng_regulations.htm
  • Официальный журнал Турецкой Республики (TC Resmî Gazete) http://rega.basbakanlik.gov.tr/
  • Электронный бюллетень Управления государственных закупок на турецком языке (для входа требуются логин и пароль)
  • Текущие тендеры доступны на английском языке на сайте турецко-британской торгово-промышленной палаты. http://www.tbcci.org/tenderOpportunities.php?Action=search
  • ссылка на тендеры Государственных железных дорог Турции - http://www.malzeme.tcdd.gov.tr/

[1] Стоимость государственных контрактов, заключаемых в Турции, оценивается примерно в 30 миллиардов евро в год . В 2009 году крупнейшими подрядными организациями были турецкие государственные железные дороги [(несколько контрактов, включая контракт стоимостью 375 миллионов евро на строительство участка Анкара-Сивас в центральной Турции, 130 миллионов евро на маршруте Турция-Грузия (турецкий участок)] и два крупнейших города: Стамбул и Анкара (дорожные работы, строительство линии метро и т. д.).

Php?